Ребенок... Малыш... Это маленькое солнышко, чудо, радость для папы и мамы... .Но вот и пора в детский сад. И родители слышат пугающее их слово: «Адаптация». Им и в голову не приходит, что вместе с малышом они уже проживали этот процесс. Дословно понятие «адаптация» означает приспособление. Но это не только приспособление к новым условиям, но и этап развития находящихся в этом процессе. После момента рождения малыша ребенок и родители прожили процесс адаптации и каждый получил свою долю нового для себя.
И вот новый этап в жизни малыша. Он идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и его окружение. Из мира семьи, где около него ежеминутно были родные с первых минут жизни люди, он попадает в совсем иной, разнообразный, привлекательный, но и пугающий его мир. Ребенок входит в социум.
Для наиболее оптимального и комфортного существования ребенка в период адаптации одним из компонентов этих условий используется музыка.
Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Чтобы развитие детей в этом направлении совершалось успешно, необходимо организовать работу по музыкальному воспитанию с учетом особенностей музыки и возрастных возможностей детей.
Термин «маленькие» дети применим скорее к их росту. У «маленьких» детей нет маленьких проблем, для них все очень важно и серьезно, в их сознании идет ежесекундная работа, формирующая дальнейшее отношение к миру, и к нам, взрослым, мотивация поступков, и конечно, их любовь к музыке, желание творить и познавать. И нельзя решение «маленьких» проблем перенести на завтра, на следующую неделю.
Моя задача пробудить у малышей желание познать мир музыки.
Какую же роль в период адаптации выполняю я - музыкальный руководитель?
В этот период у меня не только музыкальная деятельность.
В течение месяца -полутора (это зависит от контингента новичков, от времени формирования группы и ее состава) регулярно посещаю группу.
Первые посещения только наблюдаю за детьми, у воспитателей получаю сведения об особенностях каждого ребенка, о его семье, о течении адаптационного периода. По мере привыкания ребенка к обстановке делаю первые попытки сближения, т.е. в зависимости от ситуации могу помочь воспитателям проводить на прогулку, взять ребенка на руки, пожалеть его, посочувствовать, разглядеть его игрушку, похвалить и т.д.
Наконец, я понимаю, что перестала быть чужой. Дети привыкли к моим посещениям, чаще идут на контакт. Созрел момент для первого музыкального занятия. Это занятие должно быть проведено обязательно в группе и без использования музыкальных инструментов. Голос - это универсальный музыкальный инструмент, знакомый и доступный детям.
В помощь себе беру игрушку (собачку или кошку). Сообщаю, что к ним пришли гости. Усаживаю детей вокруг себя, даю возможность пообщаться с игрушкой и предлагаю послушать меня: «Я сейчас буду петь». И исполняю песню. Как правило, это песня «Жучка» муз. Клоковой, или «Кошка» муз. А.Н.Александрова. Первое знакомство с музыкой не должно быть затянуто. Чаще это всего 4-5 минут, пока детям интересно. Далее могу зайти в группу в течение дня и предложить детям меня послушать. Каждый раз заостряю внимание на фразе: «Я пою». Моя задача в этот период - научить детей слушать меня и пробудить зачатки желания делать как я. Далее прошу детей помочь спеть для кошки или собачки. Активизирую процесс подпевания: «Как кошка молочка просила?» «Мяу» «А как спасибо говорила?» «Мур» «А как Жучка лаяла?».
Следующая установка: «я пою, я широко открываю рот». Открыть рот - это же так знакомо детям. И они делают это с удовольствием - просто открывают рот, без звука. Не стоит смеяться, они уже целенаправленно запоминают это ощущение открытого рта. А затем соединяют эти два действия - открыть рот и извлечь звук. Вот так дети поняли смысл слова петь. На первом этапе поощряю любые «упражнения со звуком» - пение, подпевание, допевание, запаздывающее пение и любой набор звуков. Главное, чтобы ребенок включился в этот процесс, а не замолчал.
Но вот на занятие Жучка «приносит» погремушку. И опять знакомая тема. Я пою и манипулирую погремушкой, предлагаю наиболее активным детям повторить - рукой с погремушкой управляю сама. Даю далее возможность попробовать каждому ребенку в отдельности, помогая ему, если нужно (песенка звучит многократно). И, наконец, приношу погремушки для всех детей. Как правило, к этому времени большая часть детей справляется с заданием самостоятельно и с удовольствием. Под сопровождение погремушки теперь уже можно выполнить несложные танцевальные движения.
Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью,могут просто подбежать и обнять. Значит пришла пора познакомиться с залом.
В группу приходят игрушки. Я им сообщаю: «Жучка вас приглашает в гости. Хотите посмотреть, где живут Жучка и Кошка?». Дети озадачены. Но любопытство берет вверх.
При помощи воспитателя и няни «кучкой» идем в зал, проходим по его периметру и приближаемся к инструменту . Дети располагаются на стульчиках около инструмента. Игрушки усаживаю на фортепиано и говорю: «Сейчас я буду исполнять музыку. Хотите послушать? Жучка и Кошка тоже любят слушать музыку. А какую вам сыграть музыку - веселую или грустную?». Чаще дети выбирают веселую. Затем предлагаю помочь мне «Вы будете хлопать, а я играть».
Игровая форма проведения занятий становится основной. Занятия превращаются в маленький спектакль. Мы «гуляем» и пляшем, превращаемся в цветочки и листочки, ищем любимые игрушки и для них поем, приглашаем в гости игрушки из группы или из дома и учим их тому, чему уже сами научились, катаемся на лошадке, на поезде, на самолете.
И я рада, когда в конце занятия дети говорят мне: «Мы еще прилетим (или приедем)», в зависимости от ситуации.
Таким образом, в условиях особого взаимодействия музыкального руководителя и детей формируется баланс в отношениях взрослый — ребенок и выстраиваются гармоничные отношения ребенка со сверстниками;малыши начинают активно проявлять себя в музыкальной деятельности.
При такой организации музыкальной деятельности в период адаптации дети чувствуют себя комфортно, не испытывают психологических стрессов.