1. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всем уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребенком.
2. Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже- действия, затем- признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
3. Задавайте ребенку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
4. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
5. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все сразу и не сразу все поймет : развивающее общение – это всегда немного общение «навырост».
6. По возможности много путешествуйте с ребенком.
7. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребенка «поиграть в соседней комнате».
8. Ходите с ребенком в музеи.
9. Проводите совместные наблюдения и опыты.
10. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
11. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.Как организовать познавательную деятельность детей.
Познавательное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:
- Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребенка к школе;
- Формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с иформацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);
- Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нем;
- Развитие речи как средства передачи информации активизации мышления;
- Развитие восприятия.
В процессе познавательного развития ребенка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.
Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.
Живые объекты, природа:
- различие живого и неживого;
- бережное и уважительное отношение к живому;
- готовность заботиться о ком-то и о чем-то;
- представление о правилах безопасного поведения.
Неживые объекты, предметы:
- орудия труда, инструменты - взрослые показывают ребенку, как ими пользоваться;
- технические средства, включая средства передвижения, знакомство с их устройством, с правилами эксплуатации и пользования;
- игрушки- ребенок использует по своему усмотрению;
- материалы (конструкторы, изоматериалы и т.п.) - ребенок исследует и использует самостоятельно. Взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
- эстетические объекты - рассматривание объектов, бережное к ним отношение
Способы и приемы действий (технологии).
Отношения людей, чувства.
Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько они правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Рекомендации по возрастным группам.
Создание предметной среды
1-1,5 года
В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды:
- желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов- дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
- большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и преливать их из одной емкости в другую;
- различные движущиеся игрушки9 каталки, заводные, механические;
- игрушки для отработки сериации9 построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру- типа пирамидок и матрешек;
- игрушки, в которых используются роазные принципы извлечения звука;
- самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Желательно их делать на глазах у детей. Дети со временем сами примут участие в их изготовлении.
Это могут быть:
- Банки из под кофе, чая , соков, наполненные горохом, косточками, камушками, щепочками,фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
- Шуршащие метелки из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
- Погремушки из нанизанных на проволоку, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
- Ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
- Шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
- Свистки и дудочки из глины и дерева;
- Конструкторы и мозаики
- Разнообразные изобразительные материалы: бумага разноу фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т. п.
- Игрушки контрастных размеров;
- Игрушки различной формы, в том числе круглые(мячи, шары и кубические) ;
- Емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить- вынуть. Открыть- закрыть, выдвинуть- задвинуть.(Отличительная особенность возраста- тяга к многократному повторению этих действий)
- Вещи и предметы, с которыми действуют взрослые6 кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон. Радиоприемник, часы и т.п.;
- Книги с большими предметными картинками;
- Подушки, ковер;
- Качели, прыгунки
2,5- 4 года.
Развивающую среду разумно пополнить следующими предметами:
- Разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
- Парные картинки;
- Трехместные матрешки. Пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы вкладыши;
- 2-3 вида мелкой крупной мозаики(в том числе геометрической );
- Разнообразные некомлектные конструкторы -без образцов изделий;
- Игрушки с разным принципом звукоизвлечения- пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики. Ксилофон;
- Оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки( в том числе упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
- Банки разного размера;
- Пособия для развития мелкой моторики рук- шнуровки, застегивающиеся коврики;
- Емкости для хранения мелких предметов- сумочки,, шкатулки, кошельки, сундучки.и т. п.
- Машинки крупные и средние, куклы средней величины с наборами одежды, одежды мебели, посуды;
- наборы для профессиональных игр( типа «Маленький доктор»);
- Игрушечные животные (натуральной окраски);
- Тканевые мячик;
- Большие мягкие игрушки и напольные подушки;
- Аудиокассеты с записями классической музыки в обрботке для детей. Детских песенок. Танцевальных мелодий, звуков природы;
- Моющиеся книги с хорошими иллюстрациями, изображающие предметы реального окружения ребенка;
- Книги сказок о животных;
- детская мебель6 стол, стульчик.
4-5 лет
В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить:
- различные куклы, комплекты одежды, посуда, мебель;
- игрушечные редкие животные(окраска должна соответствовать природной окраске);
- познавательные книги и альбомы, журналы о природе;
- журналы, содержание которых соответствует личному интересу ребенка(например автомашины, мода, интерьеры)
- книги с рассказами в картинках( серии Н.Радлова, В.Сутеева, В.Чижикова )
- книги с волшебными сказками;
- коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, тематические наборы открыток, марок, значков;
- цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые ), азбука на кубиках;
- наборы для профессиональных игр(типа «Маленький доктор» );
- дидактические игры «Подбери пару», «Составь из фигур», лото «Зоологическое», «Цветы» ;
- игровые и учебные телевизионные программы;
- различные орудия труда;
- стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности- детский стол и стул, правильное освещение(слева), расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования. Моделирования, работы с бумагой.
5-7 лет
В развивающую среду должны входить:
- глобус( желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира;
- разнообразны коллекции;
- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
- познавательные детские энциклопедии с картинками( звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску)
- азбуки картинные, книги для первого чтения;
- авторские сказки;
- былины, мифы, легенды;
- познавательные видеофильмы, телепередачи;
- часы настенные и календарь;
- настольно- печатные игры-лото, пазлы;
- настольные игры-домино, шашки. Шахматы;
- чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски, карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
- оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.